Электроды иногда имеют ржавый стержень, а покрытие в виде обмазки напитывается влагой. И то и другое вносит в шов кислород и водород. Покрытие наносят на стержень электрода окунанием в составы, в которых присутствует вода, затем их сушат. Поэтому отбейте смазку на электроде и посмотрите нет ли ржавчины. Цвет покрытия должен быть равномерным.
Далее электроды надо без перегрева прокалить. Сварка электродом даже 2,5 мм даëт гораздо больший объëм ванны шва и более глубокое проплавление, чем проволока. А из-за этих факторов в шов поступает большее количество элементов из чугуна, которые находятся дольше при температуре, достаточной для образования более крупного зерна, область ЗТВ увеличена, что отрицательно сказывается на прочности шва. Формирование шва по причине более жидкой и кипящей ванны затруднено. Сварщики, сваривающие только низкоуглеродистые стали, должны приспособиться, им вряд ли удастся избегать подреза.
Мы постоянно сталкиваемся с тем, что чугун прожигается и сразу стекает, а дальше жидкая ванна кипит. Выдавить дугой такую ванну не получается, она сразу разрастается, не давая сформировать геометрию шва. Шов получается с подрезами и наплывами, разной высоты и толщин. В месте подреза часто возникают трещины.
Сварку надо вести на токах, близких к прилипанию электрода, на высокой скорости. Не каждое оборудование даст вам возможность выполнить сварку для формирования правильного шва и дальше избежать трещин. К сожалению, наш опыт показывает, что железно-никелевый электрод с 25% никеля не достаточен. Увеличенный объëм ванны при сварке электродом не позволяет никелю в данной концентрации графитизировать углерод.
Вы спросите, а причëм тут вообще никель? Все просто, никель — элемент, который обеспечивает стабилизацию аустенита при концентрации свыше 8% при комнатной температуре. Аустенит — раствор железа с другими элементами, в котором углерод высвобождается из цементита и прибывает в несвязанном состоянии. Это состояние сплава достигается при температурах плавления, никель же позволяет сохранить это состояние сплава при обычной температуре.
В сплаве с высокопрочным чугуном никель с другими элементами распределяет углерод равномерно и глобулизирует его, в этом заключается его способность графитизации. При достаточной концентрации никеля в сплаве не возникает образования твердых соединений железа с углеродом — цементита. Сварочный шов при этом получается пластичный, практически отсутствует отбел по ЗТВ, последующая термообработка может не проводиться.
При снижении концентрации никеля возникают мартенситный сплав с примесями, поступающими из чугуна. При резком остужении такой шов покрывается трещинами. Необходимо этого избегать.